К огромному сожалению, никто из автомобилистов не застрахован от ДТП. По статистике каждые 12 минут в Украине происходит ДТП, и почти каждые полтора часа один человек гибнет или получает травмы разной степени тяжести. Причина здесь кроется не только в нарушении ПДД. Сам факт нарушения зачастую является лишь следствием ряда причин, которые в большинстве случаев вынуждают водителя создать аварийную ситуацию. Такие причины, как правило одинаковы для многих случаев. К ним относятся и недостаточный уровень подготовки водителей, плохое состояние дорожного покрытия, несовершенная система размещения технических средств (дорожных знаков, разметки, освещения, пешеходных переходов).

Однако каждый водитель, попав в аварию ведет себя по-своему. Как показывает практика, многие водители впадают после аварии в глубокую апатию или состояние транса. Обычно они не принимают участия в первичных следственных действиях, в осмотре места события, составления протокола.

Другие водители, хотя и не теряют после аварии способность адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяют работникам ГАИ, которые прибыли на место ДТП. Они стесняются высказать свои соображения, и зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относятся неопытные водители, впервые попавшие в такую ситуацию.

Некоторые водители стараются до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, забрать осколки стекла). Как правило, в данной ситуации, в особенности в условиях стресса это не удается, поэтому такой водитель только ухудшает свое положение.

Встречаются такие водители, которые скрываются с места происшествия бегом или на машине, если она не утратила способность двигаться. Обычно это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат на ремонт чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы спрятать состояние опьянения. Но следует иметь в виду, что в любом случае водитель, скрывшийся с места ДТП, вызовет для себя более тяжкую ответственность, особенно если он бросает без оказания первой медицинской помощи пострадавшего человека. Хочу подчеркнуть из личного опыта, что многие мои знакомые скравшись с места ДТП избавили себя от многих и многих забот.

Конечно надо помнить, никто не может дать полной гарантии, что номер его автомобиля не записали, и что то, что именно он находится за рулем, не видели многие свидетели.

Что нужно делать если Вы попали в ДТП?

Попав в аварию, прежде всего, постарайтесь взять себя в руки и начинайте решительно действовать, избрав логически оправданную, активную линию поведения.

Вызвав работников ГАИ, попробуйте еще до их приезда среди зевак, собравшихся вокруг или водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не только ее последствия, попросите их быть свидетелями. Пообещайте этим людям компенсировать все их затраты, которые могут возникнуть в связи их явками в ГАИ и в суд в качестве свидетелей. Обязательно запишите их фамилии, имена, отчества, телефоны, адреса. Эти сведенья сохраните у себя, а копии передайте работникам ГАИ для внесения в протокол.

Не пытайтесь что-нибудь изменить на месте ДТП, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у Вас на глазах другой участник ДТП старается спрятать следы, передвинуть машину, забрать осколки, попробуйте сначала мягко образумить его, а если это не помогает, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных средств обозначьте первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.

Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДТП всех первичных документов. От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании составленных первичных документов – протокола осмотра места события, протоколов осмотра и проверки технического состояния транспортных средств, схема происшествия, пояснений участников ДТП, свидетельских показаний, суд устанавливает связь между действиями водителя и последствиями, к которым они привели.

Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места события буквально все, что по Вашему мнению может относится к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии, их исправность и видимость, освещение и видимость в месте аварии, состояние дороги и погоду, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы, знаки, предметы должны быть привязаны к домам, осветительным столбам.

Обратите внимание работника ГАИ, составляющего протокол технического состояния автомобиля виновной стороны. Известно не мало случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность тем, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом-изготовителем зеркал заднего вида, не работали указатели поворотов, стоп-сигналы, была «лысая» резина.

Требуйте от работников ГАИ точного и подробного описания повреждений Вашего автомобиля. Не допускайте общих фраз, вроде «помято левое крыло». Такое повреждение лучше описать так: «левое крыло измято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер…». Обязательно впишите фразу следующего содержания: «Возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля».

Чем больше Вы напишите, тем большими будут Ваши шансы получить полную материальную компенсацию за поврежденный автомобиль. По первой записи Вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной – за все. Кроме этого, Вы оставляете за собой право на дополнения дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте ДТП.

Обычно ГАИ сразу предлагают пройти осмотр на состояние опьянения. Ни в коем случае не отказывайтесь – это равносильно приговору, но требуйте проведении осмотра только в медицинском учреждении, согласно ст. 266 Кодекса об административных правонарушениях Украины.

Медицинский работник руководствуются специальной инструкцией и методикой определения состояния алкогольного или другого опьянения, которая учитывает все факторы психофизического состояния человека: скорость реакции, координация движений, реакция глаз на свет, пульс. Известны случаи, когда водителя не смотря на запах алкоголя, отпускали, так как врач после обследования признавал его «не пребывающим в состоянии алкогольного опьянения».

Если второй водитель отказывается от осмотра, проследите, чтобы это было занесено в протокол. Если Ваш обидчик явно находится в состоянии алкогольного опьянения, требуйте, чтобы в протокол занесли, что у него имеются явные признаки опьянения – запах, нетвердое положение на ногах, невнятная речь. При этом заручитесь несколькими свидетелями этого, а то может оказаться, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был абсолютно трезвым.

После проведения осмотра на состояние алкогольного опьянения участникам ДТП предлагают написать собственноручные объяснения. Относитесь к этому документу наиболее серьезно, думайте над каждым словом, каждой формулировкой. Это первоначальное объяснение, как правило, самое верное и его потом тяжело будет опровергнуть. Не допускайте не точных цифр или слов. Не используйте фразы, которые допускают двойное толкование или неоднозначность.

Внимательно читайте все документы, прежде чем их подписать. Если Вы не согласны, смело пишите свои замечания – это Ваше законное право. Если Вы считаете, что действия работника ГАИ незаконны, пишите свои замечания в протокол об административной ответственности, а потом обжалуйте эти действии вышестоящему работнику ГАИ, в прокуратуру, в суд.

Если Вас обвиняют в совершении ДТП то желательно сразу пригласить адвоката специализирующегося на ведении такой категории дел. Особенно это необходимо сделать, если нанесен серьезный материальный ущерб, если есть пострадавшие или погибшие.

Квалифицированный адвокат поможет Вам минимизировать выплаты, понести более легкое наказание. Если же Вы потерпевший, то стоимость услуг адвоката Вам потом все равно компенсирует виновная сторона после вынесения решения суда.